Омская Губерния
Региональная энергетическая комиссия Омской области

Что изменится в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с новым законодательством?
Твердые коммунальные отходы

Твердые коммунальные отходы

Что изменится в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в связи с новым законодательством?

С 1 января 2016 года вступили в действие основные положения Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Результатом изменений станет переход ТКО в коммунальную услугу до 1 января 2017 года. Соответствующая строка с нового года должна появиться в квитанциях жителей региона. Это будет комплексная услуга, позволяющая навести порядок в сфере обращения с мусором, улучшить экологию, ликвидировать несанкционированные свалки.

До момента проведения всех необходимых процедур регулирование обращения с ТКО будет осуществляться по-старому, в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Тарифы организаций коммунального комплекса продолжат действовать до окончания срока, на который они были установлены (если иное не установлено Правительством Российской Федерации).

В большинстве регионов так же, как в Омской области, в течение переходного периода сохранилась старая схема работы с ТКО.

Процедуры для появления в регионе новой коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами определены. Дорожная карта утверждена на уровне Губернатора Омской области
Этапы работы.
1. Должна быть принята территориальная схема санитарной очистки.
2. Должен быть определен региональный оператор (или несколько региональных операторов) по обращению с ТКО.
Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Статус регионального оператора присваивается на срок не менее чем десять лет. Юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по основаниям, определенным правилами обращения с твердыми коммунальными отходами.
3. РЭК Омской области должна утвердить нормативы накопления ТКО и для регионального оператора – единый тариф на услугу по обращению с ТКО.

Прежде чем будет установлен тариф, необходимо на уровне Правительства Российской Федерации принять соответствующие нормативно-правовые акты. В настоящее время утвержден только Порядок определения нормативов накопления ТКО. Должны быть утверждены до конца июня 2016 года:
– Основы ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;
– Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

Полномочия РЭК согласно новому законодательству:
- установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов;
- установление предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
- утверждение инвестиционных программ операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
- утверждение производственных программ операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
- контроль (надзор) в области регулируемых государством тарифов;
- участие в организации обеспечения доступа к информации в области обращения с отходами и др.

Работа по тарифообразованию в Омской области начата, поскольку в ином случае региону не хватит времени, чтобы реализовать все необходимые процедуры до конечного срока.

Нормативы
Для установления тарифа необходимо сначала утвердить нормативы накопления ТКО.
Эту задачу РЭК совместно с органами местного самоуправления должна решить в течение 2016 года.
Эта работа должна быть проведена с учетом всех четырех сезонных периодов в районных центрах и городах, в г. Омске.
Замеры по каждому объекту накопления отходов осуществляются непрерывно в течение 7 дней подряд:
в зимний период – до 29 февраля;
в весенний период – до 31 мая;
в летний период – до 15 августа;
в осенний период – до 15 октября.

Муниципальные районы должны выделить участки с охватом 2% населения по каждому виду благоустройства, город Омск – участки с охватом 0,5% населения, определить торговые, культурно-бытовые объекты и объекты общественного назначения.
На все выбранные объекты перед определением замеров составляется паспорт рекомендованной формы.

При определении количества накопления отходов играют роль такие показатели, как масса и объем.

То есть, отходы должны быть и взвешены, и определены в кубических метрах. Морфологический и компонентный состав отходов в Омской области определяться не будет.

Чем точнее будут определены замеры, тем справедливее будет норматив, тем корректнее будет стоимость услуги для жителей региона.

Результаты измерений органами местного самоуправления по каждому периоду заносятся в таблицы и направляются в РЭК.

РЭК подготовлена Дорожная карта необходимых действий для установления нормативов. Сформирована рабочая группа, в состав которой вошли представители Минстроя, Министерства природных ресурсов, Общественного совета при РЭК; предприятий, занимающихся вывозом ТКО, а также представители Омского, Горьковского, Тарского, Таврического районов, на территории которых существуют полигоны либо предполагается их разместить.

Всеми муниципальными районами и в г. Омске организована работа по определению нормативов накопления ТКО.

Для выполнения этих работ органами местного самоуправления привлечены специализированные организации.

Результаты измерений анализируются рабочей группой.

После анализа материалов по всем сезонным периодам специалисты РЭК произведут расчет нормативов, который будет представлен для экспертизы в независимую экспертную организацию.
Нормативы предполагается утвердить после получения заключения независимых экспертов.

По результатам анализа данных за зимний период фактически сложившиеся нормативы накопления ТКО в среднем по муниципальным районам составили:
По благоустроенным многоквартирным и индивидуальным жилам домам:
по массе – от 0,45 до 0,88 кг в сутки на человека;
по объему - от 3,3 до 3,7 литров в сутки на человека.
По неблагоустроенным многоквартирным и индивидуальным жилам домам:
по массе - от 0,61 до 0,8 кг в сутки на человека;
по объему - от 1,9 л до 5 литров в сутки на человека.
По полублагоустроенным многоквартирным и индивидуальным жилам домам:
по массе - от 0,38 до 0,4 кг в сутки на человека;
по объему - от 1,3 л до 2 литров в сутки на человека
По детским садам:
по массе 0,13 – 0,17 кг в сутки на место;
по объему от 0,2 л до 1,3 литров в сутки на место.
По школам:
по массе 0,58 – 0,71 кг в сутки на место;
по объему от 0,28 л до 0,38 литров в сутки на место.

Наиболее полную выборку объектов и результаты проведенных замеров представили Любинский, Знаменский, Называевский, Павлоградский, Тевризский, Шербакульский районы.

Данные Кормиловского, Нижнеомского и Калачинского районов признаны рабочей группой некорректными, поскольку значительно отличаются от общего тренда в сторону увеличения.

5 муниципальных районов и город Омск, не предоставившие данные по замерам зимнего периода, а также муниципальные районы, данные которых признаны некорректными, организуют зимние замеры в декабре 2016 года.
В Омске РЭК утвердила выборку объектов после согласования рабочей группой и организовала проведение замеров накопления ТКО, начиная с весеннего периода.


Тарифы

Кроме определения нормативов накопления ТКО РЭК также должна будет установить предельные тарифы в сфере обращения с ТКО.

В соответствии с проектами нормативно-правовых актов, озвученных ранее, РЭК установит следующие тарифы:
- единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО;
- тариф на обработку ТКО;
- тариф на обезвреживание ТКО;
- тариф на захоронение ТКО.

Тарифы могут устанавливаться и дифференцировано:
- по категориям (группам) потребителей (в том числе проживающих в индивидуальных и многоквартирных домах),
- по муниципальным образованиям,
- на основе технологических особенностей домов в соответствии с территориальной схемой.

Чтобы РЭК могла рассчитать тарифы, необходимо, чтобы региональный оператор заключил договоры со всеми операторами по обращению с ТКО в зоне его деятельности, так как в тарифе учитываются и данные оператора, и данные заключенных оператором договоров.

Необходимая валовая выручка на услугу регионального оператора рассчитывается из следующих составляющих: средневзвешенных стоимостей приобретаемых услуг и (или) затрат регионального оператора по захоронению, обезвреживанию, сбору и транспортированию ТКО; затрат регионального оператора на обработку ТКО и сбытовых расходов регионального оператора по обращению с ТКО.

Будущему оператору необходимо учесть, что все капитальные расходы он может осуществлять только посредством реализации инвестиционной программы. Значит, такую программу необходимо разработать и принять.

Тарифы должны быть установлены до конца 2016 года.

Ссылка на пресс-службу РЭК Омской области обязательна. Тел. 79-07-20, press@rec.omskportal.ru

 


25.05.2016 11:17

версия для печати

Поделиться в социальных сетях:
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Добавить в Twitter