Омская Губерния
Региональная энергетическая комиссия Омской области

С 1 июля 2016 года меняется порядок оплаты за отопление
Нормативы на отопление

Нормативы на отопление

С 1 июля 2016 года меняется порядок оплаты за отопление

Теперь оплата будет производиться по фактическим показаниям общедомовых приборов учета тепла.

До этого жители оплачивали тепло по среднемесячному фактическому объему потребления тепловой энергии за предыдущий год (равными долями в течение года – по 1/12 доле), корректировка производилась а в начале следующего календарного года. С 1 июля такой возможности не будет, все должны перейти на оплату по факту.

Плата за отопление по фактическим показаниям общедомовых приборов учета тепла (ОДПУ) и в течение отопительного периода предусмотрена частью 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Начисления за отопление в домах с ОДПУ будут производиться в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354.

Счета за тепло будут приходить только в отопительный сезон, а летом жители платить не будут. При этом необходимо учитывать, что в отопительный период счета за отопление будут больше, чем если бы их «разбрасывали» на весь год.

Некоторые эксперты высказывают мнение, что оплата по 1/12 является более социальной, поскольку для пенсионеров такая схема удобнее – они знают, что платят ежемесячно равными долями. Кроме того, тем, кто получает жилищную субсидию, легче рассчитать ее размер.

Регионам было дано право отложить повсеместное внедрение оплаты услуг отопления по фактическим показаниям до 1 июля 2016 года в связи с различной степенью оснащенности многоквартирных жилых домов регионов общедомовыми приборами учета тепла.
В Омской области этой возможностью воспользовались, и всеобщая оплата тепла по факту указом Губернатора от 5 сентября 2012 года № 89 была отложена на 1,5 года.

При этом в течение 2015 года жители, которые уже установили квартирные и общедомовые приборы учета, могли осуществлять переход на оплату по фактическим показаниям приборов учета. Для этого нужно было заключить трехстороннее соглашение между ресурсоснабжающей, управляющей организацией и собственниками. В городе Омске такие договоры заключило порядка 20 многоквартирных домов.

У оплаты по фактическим показаниям есть неоспоримые преимущества.

Во-первых, это соблюдение принципа «сколько потребил – столько и заплатишь».

Поскольку начисления по коммунальной услуге «отопление» будут производиться только в отопительный период, то чем теплее будут месяцы, тем меньше потребление, тем ниже оплата. У собственников жилых помещений появится возможность регулировки подачи тепла и, соответственно, экономии, что особенно актуально в конце весны и в начале осени. В межотопительный период плата за отопление не будет начисляться.

Во-вторых, расчеты за отопление станут более прозрачными. Приборы учета тепла позволяют теплоснабжающей организации вести достоверный учет фактически потребленной тепловой энергии, что позволяет корректно производить начисления. Оплата будет распределяться между жильцами согласно площади квартир.

В-третьих, использование приборов учета тепла позволяет увидеть еще и качество подаваемого ресурса. Следовательно, управляющие организации и жители смогут контролировать исполнение договорных обязательств ресурсоснабжающих организаций по количеству и качеству подаваемого тепла.

Плата по нормативу лишь приблизительно может отражать потребленный ресурс. Нормативы всегда выше, чем фактическое потребление.

РЭК методом аналогов были рассчитаны новые нормативы еще в конце 2014 года. Они были утверждены Приказом РЭК Омской области от 17 декабря 2014 года № 493/74. Однако эти нормативы практически не применялись, поскольку за время отсрочки повсеместного применения «тепла по факту» в федеральное законодательство, регламентирующее установление нормативов, были внесены существенные изменения.

Первое. Одним из существенных условий определения нормативов методом аналогов стало условие использования данных об объеме потребления, полученных с использованием приборов учета с непрерывным периодом работы в течение отопительного периода (постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 года № 1380 внесены дополнения в Правила № 306).

Второе. Нормативы должны быть дифференцированы в зависимости от климатических условий. Аналогичными считаются климатические условия (фактическая продолжительность отопительного периода и среднесуточная температура наружного воздуха в отопительный период), при которых отклонения нормативов потребления друг от друга не превышают 5% (письмом Минстроя России от 3 апреля 2015 № 9604-АЧ/04 даны разъяснения положений Правил № 306 в части порядка дифференциации нормативов отопления).

Третье. Нормативы разделяются по следующим параметрам: этажность; год постройки; материал стен. Нормативы на отопление, утвержденные в 2014 году, по городу Омску установлены в зависимости от высоты потолков, а по Омской области – в зависимости от этажности.

В связи с этим возникла необходимость пересмотра нормативов.

В РЭК Омской области была создана рабочая группа по определению и установлению нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению.

Правилами № 306 предусмотрено два метода определения нормативов потребления коммунальных услуг – расчетный и метод аналогов.

Метод аналогов является приоритетным и подразумевает измерение объема потребления коммунальных услуг приборами учета в домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями.

Для этого показания приборов учета снимаются первого и последнего числа отопительного периода.

В объем выборки не включались многоквартирные дома, в которых не осуществляется бесперебойное предоставление коммунальных услуг или в которых имеются нежилые помещения, подключенные к общему вводу внутридомовых инженерных систем без отдельных приборов учета. Выборка составляла не менее 10 домов по каждому типу домов.

В течение периода измерений у приборов учета не должно было быть перерывов в работе.

В основе расчетного метода лежат нормируемые удельные показатели расходов энергоресурсов. Расчетный метод применяется только в случае невозможности применения метода аналогов. Например, если по каким-то типам домов установленных приборов учета недостаточно для выборки либо они отсутствуют.

На сегодняшний день РЭК Омской области совместно с теплоснабжающими, управляющими организациями, органами местного самоуправления проведена работа по снятию показаний приборов учета тепловой энергии в первый и последний день отопительного периода 2015 - 2016 годов.

Теплоснабжающими организациями оформлено порядка 3500 актов снятия показаний приборов учета тепловой энергии по муниципальным районам Омской области и 700 актов – по городу Омску.

На основании актов снятия показаний в данный момент формируется база для расчета нормативов отопления.

Работу по определению и установлению нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению РЭК завершит до 20 июня 2016 года.

Нормативы начнут действовать с 1 июля.

Одновременно вступит в силу еще одна норма, позволяющая ресурсоснабжающим организациям начислять повышающие коэффициенты на нормативы для тех, кто не установил общедомовые приборы учета тепла, хотя имел такую техническую возможность (Формула 5 «Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306»; п. 3(1) – введен Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 № 344).
«Повышенные» нормативы будут применяться с коэффициентом 1,5 (т.е. будут на 50% выше базовых нормативов).

В связи с этим собственникам, в домах которых не установлены общедомовые приборы учета тепла, необходимо принять меры к тому, чтобы эти приборы установить. А тем жителям, у которых нет технической возможности для установления таких приборов, нужно иметь документ, подтверждающий отсутствие технической возможности установления прибора учета.

Таким документом является акт обследования, который формируется представителями управляющей организации, собственников и ресурсоснабжающей организации.

Критерии наличия или отсутствия технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования и порядок заполнения акта определены приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 627.

Ссылка на пресс-службу РЭК Омской области обязательна. Тел. 79-07-20, press@rec.omskportal.ru

 


25.05.2016 12:51

версия для печати

Поделиться в социальных сетях:
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Добавить в Twitter