Омская Губерния
Региональная энергетическая комиссия Омской области

Общественный совет при РЭК Омской области скоро соберется для обсуждения вопроса, какими могут быть предельные тарифы на проезд в общественном транспорте. Орган регулирования представит свои предварительные выкладки
Проезд пассажиров в общественном транспорте

Проезд пассажиров в общественном транспорте

Общественный совет при РЭК Омской области скоро соберется для обсуждения вопроса, какими могут быть предельные тарифы на проезд в общественном транспорте. Орган регулирования представит свои предварительные выкладки

В преддверии этого события еще раз напоминаем об основных моментах темы тарифов в этой сфере.

Предельный тариф и провозная плата.

РЭК Омской области устанавливает предельный экономически обоснованный тариф. Предельный – поскольку это максимальный уровень, превышение которого недопустимо. Экономически обоснованный – потому что при его установлении проверяются расчеты транспортных предприятий.

Предельные тарифы на перевозку пассажиров в разрезе городских пассажирских предприятий на 2016 год были установлены от 26,71 руб. до 29,13 руб., каждому предприятию рассчитывался свой тариф.

Поскольку перевозки – деятельность социальная, она субсидируется, поэтому тариф не равен той стоимости, или провозной плате, по которой транспортники возят пассажиров.

В настоящее время в Омске стоимость поездки составляет 22 рубля. Ее определяют депутаты Омского городского Совета с учетом субсидий, которые выделяет город на перевозки. Каждому ПАТП в зависимости от размера тарифа выплачивается различная сумма возмещения. Это так называемая межтарифная разница – между реальной и льготной стоимостью.

«РЭК проводит экономический анализ, а антикризисным менеджером должен быть муниципалитет», – отметил председатель РЭК Омской области Олег Голубев на встрече с представителями общественной организации «Оплот».

Процесс установления тарифов.

Тарифы РЭК ежегодно устанавливает с 2009 года на календарный год в разрезе каждого предприятия, срок установления тарифов - до 20 декабря.

Для пересмотра ранее установленных тарифов перевозчики в обязательном порядке представляют в РЭК фактические данные о доходах и расходах за базовый и предшествующий периоды.

Заявки предприятий разные, поскольку экономика предприятий отличается. У электротранспорта своя специфика, а ПАТП отличаются по количеству и типам автобусов, имеющихся в хозведении имуществом, поэтому себестоимость перевозок у них не может совпадать.
Расчет тарифов производится РЭК Омской области в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными приказом РЭК Омской области от 28 июля 2015 года № 161/42. Эта методика составлена на основе федеральных аналогов и подразумевает анализ фактических затрат предприятий. Каждое предприятие подтверждает до копейки свои расходы.

В случае непредоставления сведений о фактических затратах за базовый и предшествующий периоды регулирования, а также документов, обосновывающих затраты, регулирующий орган вправе отказать в пересмотре тарифов. Тарифы устанавливаются гораздо ниже, чем предлагают предприятия. В прошлом году предприятия запрашивали стоимость поездки до 42 рублей, а максимум, который РЭК установила, составил 29 рублей.

Одной из основных причин роста тарифов на перевозку пассажиров является снижение пассажиропотока.

Рост стоимости проезда ведет к оттоку пассажиров. Пассажиры уходят в сегмент частных перевозок, на личный транспорт или предпочитают дешевых федеральных операторов такси.

Есть и дополнительные факторы, такие, как наличие в транспортной схеме дублирующих друг друга регулируемых и нерегулируемых маршрутов, где городской автобус в скорости, маневренности и количестве транспорта неизбежно проигрывает более дорогостоящим, но при этом чаще циркулирующим маршруткам.

На 2017 год предприятиями предложены тарифы от 35,30 руб. до 42,17 руб. за поездку. По сравнению с 2016 годом рост тарифов в среднем предложен 37 %.

При формировании тарифа Методическими указаниями предусмотрена возможность включения в тариф инвестиций. Перевозчик для обоснования необходимости учета расходов в тарифе предоставляет в РЭК перспективный план капитальных вложений. То есть возможность такая существует и предприятия каждый год подают заявки на инвестсоставляющую. Например, с целью замены изношенного парка предприятиями в тариф на 2017 год предложен плановый лизинг на приобретение подвижного состава на сумму 145 млн руб. Но РЭК вынуждена эти капитальные вложения исключать из тарифов, поскольку лизинг существенно повлияет на рост экономически обоснованного тарифа. Принципиальная позиция РЭК – инвестиции в эту сферу не должны осуществляться за счет пассажиров.

Специалисты РЭК Омской собрали информацию, какая стоимость проезда для населения установлена в других городах.

Сибирский федеральный округ.

Подробнее расскажем о провозной плате в Сибирском федеральном округе, у наших соседей.

В Барнауле, Тюмени, Иркутске, Красноярске и Томске перевозки входят в регулируемую сферу.
В Иркутске для всех видов транспорта (автобус, трамвай, троллейбус, маршрутка) провозная плата составляет 15 руб., при этом субсидии выплачиваются только муниципальному транспорту и электротранспорту.

В Барнауле плата единая и составляет 17 руб. Субсидии предусмотрены электротранспорту и по социальным маршрутам. В порядке эксперимента несколько маршрутов перевели в сегмент свободных цен.

В Томске действует некий промежуточный вариант между Иркутском и Барнаулом: проехать в трамвае и троллейбусе стоит 15 руб., в автобусе – 17 руб.

В Красноярске также есть дифференциация по видам транспорта, при этом стоимость поездки дороже: в автобусах 22 руб., в трамвае и троллейбусе – 19 руб.

В Тюмени перевозки осуществляются только автобусами, стоимость поездки 22 руб. Все перевозчики частные, но зато частникам выплачиваются субсидии на лизинг.

В Новосибирске и Омске большой городской транспорт передвигается по регулируемым маршрутам, а маршрутки возят пассажиров по свободным ценам. В Новосибирске тариф в троллейбусе и трамвае 18 руб., в автобусе – 19 руб. Почти все маршрутки курсируют в зависимости от расстояния за стоимость 23-25 руб.

В Челябинске все маршруты перешли в разряд нерегулируемых, соответственно, субсидии из бюджета транспортникам не выплачиваются. Тарифы установлены перевозчиками от 18 до 25 руб. В среднем тариф по городу в автобусах, трамваях, троллейбусах стоимость поездки составляет 20 руб.

Другие федеральные округа.

В Екатеринбурге (Уральский федеральный округ – УФО) единая плата для всех видов транспорта – 26 руб. Субсидии выплачиваются только муниципальным предприятиям.

Поучителен пример Кургана, где произошел коллапс с электротраспортом: стоимость одной поездки в троллейбусе составляла 12 руб., экономически обоснованный тариф 27 руб. Разницу городской бюджет возмещал не вовремя, усугубляя положение электротранспорта. Итог: распродажа имущества муниципального предприятия. Автобусными перевозками занимаются частные предприятия, стоимость поездки в автобусе составляет 20 руб.

В Центральном федеральном округе интересный вариант провозной платы разработали в Липецке: тариф на оплату проезда по транспортной карте в муниципальном транспорте составляет 14 руб. (плюс льготы по карте у студентов, школьников и детей из малообеспеченных семей). За наличный расчет стоимость поездки 17 руб. до 8 часов вечера и 20 руб. – в вечернее время. В коммерческих автобусах и по карте, и за наличный расчет цена одна – 15 руб.

В других городах ЦФО провозная плата следующая. В Воронеже и Брянске разделили стоимость поездки на общественном транспорте в зависимости от времени пользования. В Воронеже за поездку в дневное время пассажиры платят 15 руб., в ночное – 20 руб., в Брянске соответственно 18 и 22 руб.

В Рязани стоимость 18 руб. установлена для всего общественного транспорта, в Твери в троллейбусах, автобусах и трамваях – 19 руб.

В Дальневосточном федеральном округе, где жизнь значительно дороже, чем в Омске, провозная плата сильно разнится в зависимости от города.

Во Владивостоке поездка в автобусе стоит 20 руб., в трамвае и троллейбусе – 13 руб. В Хабаровске проезд в муниципальных автобусах, трамваях и троллейбусах составляет 22 руб., в Комсомольске-на-Амуре – 23 руб.

В Благовещенске (Амурская область) стоимость поездки 21 руб., при этом максимальный тариф для частников на 2017 год составляет 22 руб., для муниципальных перевозчиков – 28 руб.

В Петропавловске-Камчатском провозная плата составляет 25 руб., в Магадане – 27 руб.
Приволжский федеральный округ: в маршрутках Нижнего Новгорода стоимость поездки от 15 до 20 руб. в зависимости от маршрута. В Кирове и Перми общественный транспорт перевозит пассажиров по 20 руб. за поездку, в Самаре – 25 руб. за наличный расчет и 23 руб. – по транспортной карте.

В Северо-Западном федеральном округе стоимость поездки составляет: Калининград – 18 руб., Псков – 20 руб., Архангельск – 21 руб., Великий Новгород – 22 руб., Мурманск – 25 руб.


Ссылка на пресс-службу РЭК Омской области обязательна. Тел. 79-07-20, press@rec.omskportal.ru


25.11.2016 09:45

версия для печати

Поделиться в социальных сетях:
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Добавить в Twitter