Омская Губерния
Региональная энергетическая комиссия Омской области

На территории Омской области действуют 11 энергосбытовых организаций, из них 2 являются гарантирующими поставщиками электрической энергии
Как определяются тарифы на услуги по передаче электрической энергии для территориальных сетевых организаций

Как определяются тарифы на услуги по передаче электрической энергии для территориальных сетевых организаций

На территории Омской области действуют 11 энергосбытовых организаций, из них 2 являются гарантирующими поставщиками электрической энергии

Сбытовой организацией заключается договор энергоснабжения или договор купли-продажи, в зависимости от заявки потребителей – отличие лишь в наличии услуг по передаче электроэнергии.

С населением договоры энергоснабжения заключает только сбытовая организация, получившая статус гарантирующего поставщика. Остальные сбытовые организации имеют право заключать договоры только с юридическими лицами.

Гарантирующие поставщики выполняют функцию «одного окна» для потребителя. Они приобретают электрическую энергию и мощность на оптовом и розничном рынках и продают этот ресурс населению, юридическим лицам и территориальным сетевым компаниям. Квитанции все потребители электроэнергии в регионе получают именно от гарантирующего поставщика, который ведет расчеты.

Тарифы для населения в связи с сохранением перекрестного субсидирования (электроэнергия для организаций дороже, чем для населения) устанавливаются ниже экономически обоснованного уровня, поэтому ежегодно индексируются. Процент роста определяется на федеральном уровне.

Так, на 2015 год тариф проиндексирован с 1 июля на 7,4% согласно приказу Федеральной службы по тарифам от 10.10.2014 № 225-э/1. Для населения одноставочный тариф увеличился с 3,09 до 3,32 руб./кВт.ч. Для жителей, чьи дома оборудованы электроплитами, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, тариф с 1 июля составил 2,32 руб./кВт. ч. (прежнее значение – 2,16 руб./кВт. ч.). В регионе также установлены понижающие коэффициенты для отдельных категорий потребителей (садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения, гаражные кооперативы и т.п. – понижающий коэффициент 0,7; религиозные организации, содержащиеся за счет прихожан, – 0,9).

Территориальные сетевые организации оказывают услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной электрической сети. Их называют сетевыми, потому что они по сетям передают электроэнергию коммерческим потребителям и населению.

Тарифы электросетевым организациям определяются особым способом – методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Тариф на передачу электроэнергии для территориальных сетевых организаций региона ежегодно устанавливает орган государственного регулирования – Региональная энергетическая комиссия.

Установление тарифа строго регламентировано федеральным законодательством (Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178).

Механизм установления тарифов такой:

1. Организации ежегодно до 1 мая года, предшествующего очередного периоду регулирования, предоставляют в РЭК для рассмотрения документы и материалы, которые содержат предложения по утверждению тарифов на следующий год.

В перечень документов входят бухгалтерская и статистическая отчетность за предыдущий год.

2. Назначаются эксперты РЭК, которые проверяют представленный пакет документов. При необходимости эксперты уточняют сведения или запрашивают дополнительные обоснования тех или иных расходов у предприятий.

3. После этого эксперт формирует заключение, в котором содержатся сведения о достоверности данных, анализ фактически сложившейся себестоимости по статьям затрат за прошедший период, анализ объемов оказываемых услуг и полученной выручки по предыдущему периоду регулирования, анализ технико-экономических показателей на расчетный период регулирования.

Эксперт предлагает свой вариант необходимой валовой выручки для организации, из которого он исключает все расходы, обоснований по которым организация не предоставила.

Например, специалисты РЭК при проверке тарифной заявки одной из сетевых организаций пару лет назад обнаружили затраты на обслуживание самолета и исключили эти расходы из предложения компании. Значит, эти расходы не отразились на конечном тарифе для потребителей.

На 2015 год территориальными сетевыми организациями было предложено к учету расходов в общей сложности 7 325 млн рублей. По результатам экспертизы, проведенной экспертами РЭК, были учтены расходы в сумме 5 158 млн рублей. Таким образом, территориальные сетевые организации не смогли обосновать расходы в сумме 2 167 млн рублей. Эти расходы были исключены при установлении тарифов на передачу электрической энергии на 2015 год.

В необходимую валовую выручку включаются планируемые расходы, связанные только с производством и реализацией услуг: расходы на материалы, на ремонт, на оплату труда с отчислениями, на амортизацию основных средств, на оплату услуг. Также учитываются налоги, аренда.

Кроме того, организациям утверждаются инвестиционные программы. Расходы на капитальные вложения также учитываются в составе необходимой валовой выручки. Но Методическими указаниями предусмотрено ограничение по включению расходов на капитальные вложения – они учитываются в размере не более 12 % от НВВ.

Также в расчете тарифов на услуги по передаче электрической энергии согласно федеральной методике учитываются расходы на компенсацию технологических потерь.

Технологические потери в сетях возникают в линиях и оборудовании, они обусловлены физическими процессами, происходящими при передаче электроэнергии. Потери определяются в соответствии с техническими характеристиками и режимами работы линий и оборудования, с учетом расхода электроэнергии на собственные нужды подстанций. В потери входят и допустимые погрешностями системы учета электроэнергии.

Расходы на оплату потерь определяются по формуле (произведение тарифа покупки потерь и объема технологического расхода в сетях). Все параметры строго определены, и никаких «лишних» потерь в тарифы не будет включено.

Если анализ эксперта покажет, что предприятие получило излишнюю прибыль, то эта прибыль будет изъята в последующих периодах регулирования.

Подлежит изъятию не только прибыль, но и экономически необоснованные расходы (то есть, расходы, не предусмотренные Основами ценообразования).

Для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии используются Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденные на федеральном уровне (Приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э).

Тарифы устанавливаются на срок не менее чем пять лет и ежегодно корректируются.

Методическими указаниями предусмотрена разбивка расходов территориальных сетевых организаций на подконтрольные и неподконтрольные.

К подконтрольным расходам относятся расходы, связанные с производством и реализацией продукции по регулируемым видам деятельности: заработная плата, расходы на материалы, расходы на ремонт. Название «подконтрольные» обусловлено тем, что предприятие может контролировать размер этих расходов и структуру: в рамках утвержденных подконтрольных расходов увеличивать одни статья расходов за счет уменьшения других, оптимизировать и уменьшать в целом их размер, и при этом сэкономленные расходы останутся в распоряжении предприятия.

В состав неподконтрольных расходов входят в основном расходы, которые предприятие не может уменьшить самостоятельно, поскольку они связаны со стоимостью услуг, определяемой государством и нормативными актами в сфере бухгалтерского учета (оплата услуг ПАО «Федеральная сетевая компания», оплата расходов на тепловую энергию и воду по регулируемым тарифам, страховые взносы с фонда оплаты труда производственных рабочих, амортизация, аренда, налоги).

Ссылка на пресс-службу РЭК Омской области обязательна. Тел.: 94-84-64


17.11.2015 13:35

версия для печати

Поделиться в социальных сетях:
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Добавить в Twitter