Омская Губерния
Региональная энергетическая комиссия Омской области

В традиционной рубрике РЭК Омской области «Просто о сложном» – о полномочиях органов регулирования федерального и регионального уровня при формировании тарифов на природный газ.
Просто о сложном: Как формируются тарифы на природный газ?

Просто о сложном: Как формируются тарифы на природный газ?

В традиционной рубрике РЭК Омской области «Просто о сложном» – о полномочиях органов регулирования федерального и регионального уровня при формировании тарифов на природный газ.

Тарифное регулирование многообразно, и целый ряд наиболее значимых тарифных решений принимается на федеральном уровне. Так, федеральный орган регулирования устанавливает стоимость нефти и газа, тарифы на услуги аэропортов, железнодорожного транспорта и др. До середины 2015 года эти тарифы утверждала Федеральная служба по тарифам (ФСТ России), затем полномочия перешли к Федеральной антимонопольной службе (ФАС России).

На уровне субъектов устанавливается только часть тарифов, формирующихся непосредственно на территории. Некоторые тарифы устанавливается на местном уровне, но на основе федеральных составляющих.

Кто, какие тарифы и для кого устанавливает, строго закреплено в документах федерального уровня.

Практически все составляющие цен на природный газ утверждаются на федеральном уровне. Это стоимость приобретаемого газа по оптовой цене, плата за снабженческо-сбытовые услуги, а также оплата услуг газораспределительных организаций по транспортировке газа.

Соответственно, в полномочиях субъекта (и его уполномоченного органа в сфере тарифного регулирования – РЭК Омской области) – установление розничных цен на природный газ на основе уже утвержденных на федеральном уровне составляющих.

Например, в тарифах ЗАО «Газпром межрегионгаз Омск», которое поставляет природный газ жителям города Омска и районов Омской области (за исключением Тевризского, Тарского и Знаменского районов) практически все составляющие – федеральные.

У ОАО «Тевризнефтегаз» (поставляет природный газ населению Тевризского, Тарского и Знаменского районов) цены только частично зависят от параметров, утвержденных на федеральном уровне: оплата услуг по транспортировке газа – федеральная составляющая, а региональный фактор – расходы, связанные с добычей определенного объема природного газа.

Тарифы на транспортировку газа устанавливаются на срок не менее трех и не более 5 лет. Изменения тарифов происходят либо по инициативе организации (предприятия подают соответствующие документы и материалы в федеральный орган), либо по истечении законодательно очерченного срока федеральный орган регулирования запрашивает информацию у организации для установления нового тарифа. При этом до момента, когда федеральный орган планирует рассмотреть новый тариф, региональный орган направляет свои заключения по поводу будущего тарифа.

Федеральный орган для принятия решения оценивает заключение РЭК в совокупности с другими документами, предоставленными организацией, и выносит собственное решение.

Для ООО «Омскгазсеть» тарифы на транспортировку газа были установлены ФСТ России в 2012 году и начали действовать с 1 июля 2013 года.

По конечному принятому тарифу на транспортировку у РЭК достоверная информация о структуре и суммах расходов в разбивке по статьям отсутствует. Однако из представленных документов РЭК видит два факта: во-первых, что организации действительно сдавали в аренду газопроводы газораспределительной организации ООО «Омскгазсеть». Во-вторых, для включения в тарифы на транспортировку газа данными организациями в 2012 году была предложена общая сумма арендной платы порядка 275 млн рублей.

В настоящее время подходит срок установления новых тарифов на транспортировку природного газа.

В марте 2017 года РЭК Омской области в ФАС России направлено заключение с предложением об установлении тарифов на транспортировку газа на 2017-2019 гг., где величина аренды значительно ниже предложенной предприятием.

РЭК при этом руководствовалась положениями о размере арендной платы, предусмотренными в законодательстве по регулированию тарифов в электроэнергетике: в состав аренды предложено было включить амортизацию, налог на имущество, иные обязательные платежи. В законодательстве, посвященном установлению тарифов на газоснабжение, в отличие от электроэнергетики эти пункты четко не прописаны.

«Мы считаем, что арендная плата в тарифах на транспортировку газа должна утверждаться по аналогии с электроэнергетикой: в размере амортизации и обязательных платежей. Такой подход, на наш взгляд, был бы более прозрачным. В этом случае не играет роли, какие договоры на аренду и с кем заключены», – комментируя этот вопрос, отметил председатель РЭК Омской области Олег Голубев. Он также подчеркнул, что ФАС России рассмотрит обоснованность документов, предоставленных газовиками, при установлении тарифов на транспортировку газа для ООО «Омскгазсеть» в соответствии с действующим законодательством.

Ссылка на пресс-службу РЭК Омской области обязательна


21.03.2017 14:03

версия для печати

Поделиться в социальных сетях:
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Добавить в Twitter