Омская Губерния
Региональная энергетическая комиссия Омской области

Вниманию регулируемых организаций!

В рамках установленных полномочий по государственному контролю и надзору в области государственного регулирования тарифов РЭК Омской области систематически выявляет нарушения порядка ценообразования в части неведения регулируемыми организациями раздельного учета доходов и расходов при осуществлении деятельности (оказания услуг) в сфере теплоснабжения.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в том числе в соответствии с принципом обязательности ведения организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, раздельного учета объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя.

Аналогичные требования содержатся в Федеральном законе от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Пунктом 10 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», установлено, что регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением следующих видов деятельности:

а) производства тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;

б) производства тепловой энергии (мощности) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии менее 25 МВт;

в) производства тепловой энергии (мощности) не в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии;

г) производства теплоносителя;

д) передачи тепловой энергии и теплоносителя;

е) сбыта тепловой энергии и теплоносителя;

ж) подключения к системе теплоснабжения;

з) поддержания резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии.

Приказом ФСТ России от 12.04.2013 № 91 утверждена Единая система классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, а также Система отчетности, представляемой в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), органы местного самоуправления поселений и городских округов.

В соответствии с приказом ФСТ России от 12.04.2013 № 91 ведение раздельного учета осуществляется на счетах и субсчетах Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, в соответствии с учетной политикой (приложением к учетной политике) регулируемой организации.

Данное положение не предусматривает возможности ведения раздельного учета иначе как на счетах и субсчетах, ведение регулируемыми организациями раздельного учета в ином порядке (номенклатуры, субконто и т.д.) РЭК Омской области рассматривает как нарушение действующего порядка ведения раздельного учета, что подтверждено решениями Арбитражного суда Омской области (дело № А46-16508/2017, дело № А46-12835/2017).

Согласно приказу Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» субсчета, предусмотренные в Плане счетов бухгалтерского учета, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

Кроме того, в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Требование действующего законодательства о ведении раздельного учета распространяется на все без исключения регулируемые организации в сфере теплоснабжения.

Также важно отметить, что в учетной политике для целей бухгалтерского учета, в частности, организациям необходимо закрепить:

1) план счетов организации с перечислением всех специфических субсчетов, открываемых для целей раздельного учета;

2) методику разнесения показателей по этим субсчетам;

3) методы оценки активов и обязательств по данным раздельного учета, а также другие необходимые решения, обеспечивающие соответствие раздельного учета принципам и правилам ведения бухгалтерского учета.

Выявляются случаи, когда в учетной политике организаций (приложениях к учетной политике), регулируемых организаций не закреплен порядок осуществления раздельного учета объемов тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов по регулируемым видам деятельности.

Нарушения в сфере раздельного учета могут привести к двойному учету доходов и расходов по регулируемым видам деятельности.

Считаем необходимым напомнить, что в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуется руководителем организации. Обязанность ведения бухгалтерского учета возлагается на главного бухгалтера.

При этом РЭК Омской области обращает внимание организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, что неведение раздельного учета доходов и расходов по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности является нарушением законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов), за совершение которого в соответствии с частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей или дисквалификации на срок до трех лет; на юридических лиц – ста тысяч рублей.

С учетом вышеизложенного предлагаем проанализировать учетные политики и планы счетов бухгалтерского учета на предмет соблюдения порядка ведения раздельного учета доходов и расходов по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности и в случае несоответствия их вышеуказанным требованиям принять не позднее 30.12.2017 меры на приведение в соответствие с действующим законодательством (внесение изменений в учетные политики и планы счетов бухгалтерского учета).
 

 

 


29.11.2017 10:00

версия для печати

Поделиться в социальных сетях:
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Добавить в Twitter